Блиц-обзор по страницам журнала «Современная библиотека» 9/2022

 

«Молодёжная литература: новинки книжного рынка» // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 5.
Каталог с таким названием представила Российская государственная библиотека для молодёжи. Это уникальный электронный ресурс, освещающий новинки молодёжной литературы по двум критериям – отечественная и переводная литература, каждая из которых содержит разделы: художественная литература, нон-фикшн и рисованные истории. С его помощью читатели смогут легко узнавать о самых свежих изданиях для молодёжи, а библиотекари – изучать новинки книжного рынка и формировать свои фонды. Содержание каталога обновляется ежеквартально.
 
Мельник, В.В. «Главное в жизни – определиться, где твоё место и что ты за птица» // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 8 – 11.
Проблемы выбора профессии стояли перед старшеклассниками всегда. Тема была актуальной и в прежние времена, и сейчас. О множестве новых специальностей школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии существенно меняются. Социологи выявили, что примерно 40 % молодёжи  выбирают специальность, не соответствующую её интересам, склонностям и способностям.  Выбирая профессию, подростки склонны совершать ряд ошибок. Одна из типичных – отождествление любимого учебного предмета с будущей карьерой. Существенную помощь в выборе профессии могут оказать библиотеки. Целенаправленная профориентационная работа даёт  возможность подросткам определиться с выбором.
В статье автор рассказывает об опыте работы по данной теме Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т.Аксакова. Опыт интересный, работа ведётся целенаправленная и постоянная, с участием как самих сотрудников библиотек, так и с привлечением необходимых специалистов.
 
Шадрина, С.А. «Говорю творчеством» // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 12 – 15.
Ещё одна статья о работе библиотеки с молодёжью. Библиотека для юношества города Волгодонска Ростовской области. Библиотека молодая, в 2021 году стала модельной библиотекой, победив с проектом «Молодёжный квАРТал». Интересные формы работы, названия программ и проектов. Библиотека активно работает с молодыми людьми с ментальными нарушениями, осваивает необычные форматы, создаёт клубы, привлекающие в библиотеку «особую» молодёжь. Помогают библиотекарям и родители подростков, и волонтёры.
 
Киселёва, Т.М. Имидж: потенциал специального мероприятия // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 16 – 18.
Статья преподавателя Челябинского государственного института культуры Татьяны Михайловны Киселёвой возвращает нас к давно известным и всё-таки не совсем изученным понятиям «имидж» и «маркетинг». Что же это такое в обычной, ежедневной жизни библиотеки? Используем ли мы эти понятия в нашей практике? Ещё как используем – доложу я вам. Но правильно ли расставляем акценты, чтобы задуманная работа приносила конкретную пользу? Вот об этом и рассказывает нам автор статьи, на примере такой формы как потенциальное специальное мероприятие.  Что же такое специальное мероприятие? В трудах основоположника маркетинга Ф.Котлера это понятие рассматривалось как один их способов формирования имиджа организации, успех которого измеряется интенсивностью его освещения в средствах массовой информации.  Автор статьи разъясняет нам: «Специальное мероприятие – это инструмент, способный вызвать яркий эмоциональный отклик у потребителя, вовлечь его в деятельность и создать положительное мнение о производителе культурного продукта». Мы с вами тоже проводим в библиотеках такие специальные мероприятия. Это наши «Библионочи», «Дни семейного отдыха», «Новогодничек» и другие. Автор статьи обращает внимание на организацию специальных мероприятий. Рассказывает, как сделать так,  чтобы они прошли эффективно. Приводит интересные примеры.
 
Шиман, Е.В. Синтез книги и кино // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 19 – 21.
Статья о модельной библиотеке им.В.Белинского г. Красноярска, а точнее, о реализации в этой библиотеке творческого проекта «Литературное кино». Читатели знакомятся с экранизациями художественных произведений и культовыми режиссёрами. Каждый месяц проводятся различные мероприятия в рамках проекта: квизы, квесты, викторины, просмотры и обсуждения фильмов, диспуты. Библиотека активно сотрудничает с партнёром проекта – детским кинотеатром «Мечта», организует в кинотеатре книжно-иллюстративные выставки, проводят интеллектуальные игры. Сотрудники кинотеатра проводят в библиотеке киноуроки. Не менее интересно и сотрудничество библиотеки с Красноярским музыкальным театром. Творческие встречи с артистами и преподаваемые ими уроки по актёрской практике и речевой культуре с большим интересом принимаются молодёжью. У библиотеки есть и другие творческие планы по данной теме. Об этом прочитаете в статье.
 
Алейникова. О.А., Зубов, А.Е., Распопин, В.Н. Оживляя музыку стиха // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 8 – 11. // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 22 – 25.
Звучащее поэтическое слово сегодня редкость. Если несколько десятилетий назад стихи замечательных авторов в исполнении не менее замечательных артистов звучали и по радио, и по телевидению, с грампластинок, то сегодня увлечение художественным словом – явление редкое. Редко слушают. Редко декламируют. А ведь именно поэзия создаёт особую ауру любви к родному языку, учит красивой и правильной речи. 
Специалисты Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М.Горького несколько лет назад на официальном сайте библиотеки открыли раздел «Крупным планом: писатели, поэты, учёные», а в нём рубрику «Вечная поэзия», позволяющий не только познакомиться с жизнью и творчеством  русских поэтов, но и услышать их стихи в новом исполнении. Для детей и молодёжи – «визуального поколения» - создаются видеоролики, где мастера художественного чтения и активная творческая молодёжь читают стихи любимых авторов. Для создания особой обстановки используются фотоархивы, видеоматериалы, историко-культурные комментарии.  К 2023 году плейлист «Вечная поэзия» содержал уже более 50 видеороликов, а 10 тысяч просмотров свидетельствуют об интересе к данной теме.
 
Волкова, К.Ю. Молодёжный форм@т взаимодействия // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 26 – 31.
Центральная городская библиотека им. Н.К.Крупской – модельная библиотека г.Тамбова. Получив данный статус, она приступила к реализации социокультурного проекта «Книжный репортёр», который стал победителем открытого благотворительного конкурса «Новая библиотека в образовании». Библиотекарям областной библиотеки совместно с преподавателями Тамбовского государственного университета удалось создать новую образовательную среду для студентов разных направлений и профилей: будущих представителей медиаэлиты, журналистов, филологов, специалистов по рекламе и связям с общественностью.  С созданной из 18 человек группой занимаются не только преподаватели вуза, но и актёры местного театра, известные писатели, журналисты, телеведущие. Проводятся мастер-классы, семинары, тренинги, практические занятия. Обучение позволяет студентам поучаствовать в самых разнообразных мероприятиях и создать свои собственные медиапродукты.
 
Казаченкова, Л. А. Это было в Иркутске на исходе лета // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 45 – 52
Главный редактор журнала «Современная библиотека» Любовь Александровна Казаченкова делится своими впечатлениями от посещения фестиваля «Этим летом в Иркутске», организованным Иркутской областной государственной универсальной библиотекой им. Молчанова-Сибирского. Интересные гости, интересные встречи. Открытие стелы на месте гибели А.В.Вампилова. Театрализованные представления с участием Иркутского драматического театра. Диалоги с лауреатами различных литературных премий. И, конечно, профессиональное общение с коллегами. По ссылке, предоставленной автором статьи, можете больше узнать о фестивале.
 
Аминнова, О. «Победить в человеке зверя»: Интервью с писателем Александром Староверовым // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 56 – 59.
Ольга Аминова, руководитель литературного агентства и школы «Флобериум» представляет нам писателя: «Александр Староверов пишет просто о сложных вещах. В его книгах узнаётся современность, но под слоем знакомой всем реальности вдруг проступает прошлое, иногда даже библейское прошлое. А иногда – будущее, которое оказывается страшнее самого страшного прошлого. И реальность оборачивается какой-то фантасмагорией. До 40 лет Александр Староверов был непубличной персоной. Он, собственно, такой персоной и остаётся,   … почти не  занимается продвижением своего творчества. Но его издают лучшие издательства России. Потому что в наше время ни на кого не похожий писатель со своим собственным лицом – большая ценность».
Добавлю от себя, что обычно интервью с авторами (особенно, с малознакомыми авторами, и те интервью, что берёт О.Аминова), очень интересны. После полученной информации всегда хочется что-то почитать. У нас есть такая возможность. Четыре книги Александра Викторовича Староверова есть в наших библиотеках.
 
Серёгина, О.С. «Территория детства» - центр «Радуга» // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 60 – 63.
Центральная детская библиотека г. Кулебаки Нижегородской области работает по проекту «Территория детства», задача которого – создание центра досуга, общения и литературно-творческого развития детей «Радуга». Это – многофункциональный центр, включающий «Библиопродлёнку», мультстудию «Сюрприз», кинозал «Кинозаврик», студию раннего развития ребёнка «Умняша» и клуб молодых семей «Гармония». Автор статьи, Ольга Сергеевна Серёгина, рассказывает, как в библиотеке формируются игровые зоны, что из себя представляют занятия в разных группах, в том числе в студии раннего развития детей. В рамках проекта также начато сотрудничество библиотеки с общественной организацией детей-инвалидов и молодёжи Кулебакского округа.
 
Ульянова, Е.А., Яковлева, Н.А. Библиотека – не место для стереотипов // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 64 – 67.
Профориентация – тема, которой постоянно и достаточно активно занимаются библиотекари. Но как часто мы говорим с подрастающим поколением о профессии библиотекаря? 
Для того, чтобы продемонстрировать, какая она – библиотека XXI века, в Государственной научной библиотеке Кузбасса им. В.Д. Фёдорова разработали интерактивную экскурсию «Современный библиотекарь». Она ориентирована в первую очередь на старшеклассников, стоящих на пороге выбора будущей профессии. Посетив мероприятие, они не только видят внутреннюю жизнь учреждения и работу отделов, скрытых от читателей, но и пробуют выполнить отдельные технологические операции своими руками. Экскурсию проводят по всем отделам библиотеки, и экскурсанты получают представление о том, как формируются фонды библиотеки, электронный каталог, присваивается шифр книге, осуществляется поиск необходимой информации. Учащиеся посещают и фонд редкой книги, и переплётную мастерскую. Библиотекари предлагают пришедшим на экскурсию самим осуществить библиотечно-библиографические операции.  После такого подробного рассказа у большинства из них меняется стереотипное представление о работе библиотекаря и о самой современной библиотеке в целом. 
 
Генералова, Е.В. Мотивационная лаборатория успеха // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 68 –69.
Тщательно проанализировав интересы и запросы современных активных молодых людей старше 16 лет, сотрудники Центральной городской библиотеки им. В.В. Королёва  г. Коломны предложили новый формат интеллектуального досуга – занятия, нацеленные на саморазвитие и личностный рост. Библиотекари назвали программу мотивационной лабораторией успеха. Что же в неё входит?  Это встречи, проходящие в форме интерактивных лекций, обсуждения эмоциональных состояний; обмен опытом и знаниями, размышления об успехе, счастье, карьере. Это тренинги, способствующие личностному росту, определению целей и задач. Ребята знакомятся с  вдохновляющими историями и правилами жизни известных людей, изобретателей и героев, анализируют, какие качества помогают добиться успеха. 
 
Биушкина, И.Л. Коворкинг, или Свободное пространство в библиотеке // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 70 – 73.
Статьями о модельных библиотеках сейчас никого не удивишь. Библиотек этих стало много, все они похожи друг на друга. Да и формы работы в обновлённых библиотеках практически одинаковые. Библиотеки работают на привлечение читателей и увеличение посещаемости.  Но в ряде модельных библиотек  (в тех, где это позволяет пространство) появляются специальные свободные зоны, называемые коворкингом. Что же это такое и для чего нужны в библиотеках? Коворкинг ( англ. co-working)  - это совместная работа, сотрудничество. В современном понимании означает рабочее пространство для индивидуальной или коллективной работы. Но если вы думаете, что зона коворкинга – это просто комната со столами и стульями для обсуждений и переговоров, то ошибаетесь. Об оформлении зоны коворкинга в научной библиотеке Национального исследовательского института – Высшей школы экономики рассказывает автор статьи – главный библиотекарь Ирина Леонидовна Биушкина.  С первых дней открытия в библиотеке НИУ ВШЭ коворкинг завоевал популярность и любовь у студентов. В нём есть всё необходимое для успешной работы. Во-первых, это технологическая составляющая. Бесплатный Wi-Fi с доступом к электронным ресурсам и подпискам, электронным книгам без логина и пароля, большое количество компьютеров, стеллажи с журналами, мелкие канцелярские принадлежности, кондиционер, флипчарт, кулер с водой. Имеется большой телевизор с информацией о новостях библиотеки, о том, как пользоваться электронным каталогом, электронными ресурсами, личным кабинетом студента. Во-вторых, возможность комфортного пребывания. Удобные кресла и подушки, пуфы, большой длинный стол для совместной работы, изоляция от шума. Зона коворкинга предоставляется студентам и преподавателям данного вуза бесплатно и пользуется большим спросом. 
 
Боброва. И.Г. Притягательный мир науки // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 74 – 77.
Признайтесь, тема науки и изобретений не является самой популярной в работе наших библиотек. А между тем, она очень интересует детей и подростков. И те библиотеки, которые данными проектами занимаются, в этом убедились на практике.
Опытом работы делятся специалисты Будённовской межпоселенческой центральной библиотеки  Ставропольского края.  В 2021 году там был разработан для младших школьников проект «Год науки шагает по стране». Библиотекари в доступной и занимательной форме рассказывали ребятам о взаимосвязях живой и неживой природы: о воздухе и воде, почве и магической силе солнца. На практических занятиях участники проверяли научные утверждения опытным путём. На улице даже провели занятия  на площадке «Весёлые опыты». Интерес преподавателей и школьников к теме науки и открытий привёл к тому, что библиотека приняла участие в первом конкурсе на предоставление грантов Президента РФ и разработали проект «Великие имена и открытия». Проект стал одним из победителей, и на выделенные средства библиотека смогла приобрести оборудование для продолжения такой важной в образовательном аспекте просвещения работы.
 
Горелая, О.Н. Большая малая Родина // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С. 84 – 89.
Статью написала заместитель директора по научной и методической работе Брянской ОНУБ Ольга Николаевна Горелова. Но речь в ней пойдёт не о работе областной библиотеки в целом и не о её истории или развитии. В своей довольно большой статье Ольга Николаевна поднимает очень важную тему – работа с краеведческой литературой, с авторами «малой родины». Я читала статью и отмечала для себя, что всё, что организуется по этой теме в областной библиотеке Брянска, делается и у нас. Те же встречи с авторами, презентации книг, выставки, информационные страницы на сайте. Но… достаточно ли этого?  Вот прочтите, что пишет автор статьи: «Всё делаем. Но прошла презентация – все посидели, дружно похлопали, автор подписал и подарил книги, а дальше? А дальше книгу поставили на полку и забыли о ней. В лучшем случае несколько человек – всё те же писатели и библиотекари – её прочтут. А тогда ради чего издавать? Ради местного экземпляра, на вечное хранение поступающего в фонд библиотеки?  Мы любим говорить, что книга обязательно найдёт своего читателя, это уже стало штампом на презентациях… Но книга не умеет ходить. Книга будет скромно стоять на полке». Какие правильные слова! Какой верный призыв к коллегам-библиотекарям:  надо работать с книгами наших авторов, рассказывать о них читателя, предлагать. Чтобы книга действительно не стояла невостребованной на краеведческой полке, а «ходила» среди читателей.
 
Лаборатория « # ЗнайЧитай» // Современная библиотека. – 2022. - № 9. – С.  96.
Российская государственная детская библиотека при поддержке Министерства культуры России разработала проект по созданию лабораторий детского и подросткового чтения «#ЗнайЧитай». Это интерактивные пространства для знакомства с историей русской письменности и печатного дела – от истоков до современности, а также с русскими народными сказками и фольклором народов Росс. В них будут проводиться экскурсии, книжные и иллюстративные выставки, обучающие занятия, мастер-классы и театрализованные чтения. Для оформления создана фирменная символика. В состав лаборатории входят три тематические инсталляции – «История русской письменности», «Сказка», «Сказки нашего края» и книжная витрина для сменных экспозиций.
Подробнее о лаборатории можете прочитать на сайте Российской государственной детской библиотеки и на сайтах библиотек, которые уже приняли участие в лаборатории «#ЗнайЧитай».
 
Заведующая методическим отделом ЦГБ  В.А. Базлова
 
 


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика